ФотоЗахват - клуб фотолюбителей


Например: Профессиональная съемка воды

Календарь:

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Популярное:

Ссылки по теме:

Другие ссылки:

Облако тегов:

adobe, canon, canon eos, casio, CES 2009, finepix, fujifilm, Kodak, lumix, nikon, olympus, panasonic, pentax, photoshop, PMA 2009, samsung, sigma, sony, вспышка, зеркалка, мыльница, новинка, обзоры фототехники, обработка фотографий, объектив, портрет, портфолио, слухи, съёмка, уроки фотографии, уроки фотошоп, фотоаппарат, фотограф, фотографии, фотография, фотокамера, фотокамеры, фотоработы, фотосъёмка, эффекты photoshop

Показать все теги

Опрос:

Если бы была услуга фототехники на прокат. Ваше действие...

Взял бы фотоаппарат
Взял бы фотообъектив
Взял бы фотоаппарат+объектив
Взял бы что-то протестить перед покупкой
Ничего бы не брал

Архив:

Все статьи (RSS) | Уроки фотошоп | Уроки фотографии | О фотографии | Обзоры фототехники | Фотографы/Портфолио
Главная » Статьи » О фотографии » ВЛИЯНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ НА КОНТРАСТНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИ НАТУРНОЙ ЧЕРНО- БЕЛОЙ СЪЕМКЕ

ВЛИЯНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ НА КОНТРАСТНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИ НАТУРНОЙ ЧЕРНО- БЕЛОЙ СЪЕМКЕ

Категория: Статьи » О фотографии |

Дополнительно:
Дата: 1 июня 2010
Опубликовал(а): Snapshot
Комментарии: 0 RSS
Обсудить на форуме
Версия для печати

На передачу светотени объекта, контрастность его изображения большое влияние оказывает выбор свето­фильтров. Безусловно, хороший светофильтр к объективу, а лучше набор светофильтров- это отличные подарки для фотолюбителя и профессионала. С их помощью фотограф может сделать высокохудожественный снимок, который с легкостью можно отнести к рангу искусства. С помощью светофильтра возможно изменение снимка до "неузнаваемости".  Однако для этого фотографу необходимо обладать рядом знаний, которые формируют опыт фотографа в дальнейшем, ведь при неверном использовании светофильтра снимок можно даже испортить.


Итак, остановимся на выборе светофильтров в зависимости от условий  при натурной черно-белой съемке подробнее.

Известно, что светотень возникает в результате двойственного харак­тера освещения земной поверхности: направленным светом солнца и рассеянным светом неба. В зависимости от положения солнца наземные предметы освещаются им с какой-либо одной стороны. На противоположную, теневую сто­рону этот свет не попадает. Если бы не существовало воз­душной оболочки земли, то теневая сторона находилась бы в полной темноте. Однако в земных условиях теневая сторона предметов освещается рассеянным светом неба и частично светом, многократно отраженным от поверхно­стей окружающих предметов.

 

Рассеянный свет неба освещает земную поверхность со всех сторон, в том числе и сторону, освещенную солнцем. В результате световая сторона освещается смешанным, суммарным светом солнца и неба, образующим дневной (белый) свет, а теневая — только светом неба. Отношение разностороннего освещения световой сто­роны солнцем (Ес) и небом (Ен) к теневой, освещенной только небом, и определяет контраст освещенности, или контраст светотени: Контраст светотени не постоянен. Он изменяется в за­висимости от высоты солнца, причем для горизонтальных и вертикальных плоскостей по-разному, положения по­верхностей по отношению к направлению солнечных лу­чей, облачности, от прозрачности атмосферы.

 

Следует отметить, что применение цветных светофильтров требует большой осторожности. Желтые, оранжевые, красные светофильтры при безоблачном небе усиливают контраст светотени, и без того подчас излишне высокий. Объясняется это тем, что кратность светофильтров для теневых мест объекта намного выше кратности для участков, освещенных солнцем. По­глощая в большей или меньшей степени или даже полностью сине-фиолетовое излучение неба, светофильтры тем самым ослабляют или снимают с теневых мест подсветку небом. Разница в кратности светофильтров для теневых и све­товых мест объекта съемки растет с увеличением плотно­сти желтых фильтров, при использовании оранжевых и, особенно, красных фильтров. В результате теневые (участки могут быть переданы в изображении более тем­ными, чем они выглядят в натуре.)

 

При съемке открытого пейзажа в ранние утренние и поздние вечерние часы, при высоте солнца до 15—20°, когда контраст светотени на горизонтальной поверхности невелик, возникает опасность получения малоконтраст­ного, серого изображения. Применение желтого свето­фильтра в этом случае вполне оправданно.

 

Наряду с уси­лением контраста светофильтр способствует улучшению передачи неба. При дальнейшем подъеме солнца до высоты 45—50° на широте Киева (от 7.00 до 10.00 и от 15.00 до 17.00 мест­ного времени) контраст светотени повышается и хорошие результаты передачи светотени будут получены и без све­тофильтров. С приближением солнца к зениту, в полуден­ные часы, когда освещенность светов в 6—7 раз и больше превышает освещенность теней, контраст светотени на го­ризонтальной поверхности достигает наибольшей вели­чины, тени становятся глубокими, резкими, в них на про­сматриваются детали. Снимок выглядит неестественно конт­растным, жестким.

Для улучшения передачи светотени при съемке в это время необходимо смягчить контраст — воспользоваться заведомо мягким негативным материалом, голубым (синим) светофильтром. Прозрачный для излучения неба голубой светофильтр ослабляет освещенность светов и таким обра­зом смягчает контраст светотени, особенно при съемке узких улиц, ущелий, когда теневые части объекта съемки слабо подсвечиваются небом, большая часть которого пере­крыта высокими домами, деревьями и т. п. В стремлении смягчить контраст светотени с помощью голубого (синего) светофильтра не следует забывать, что при его применении голубое (синее) небо в изображении передается однотонной белой поверхностью, даже если на нем и просматриваются облака. Это разрушает тональ­ность изображения, подавляет ее наземную часть, ухуд­шает выразительность снимка в целом. Поэтому снижать яркость неба предпочитают ценой некоторого усиления светофильтром контраста светотени. При этом часто пре­небрегают возможностью использовать оттененный (напо­ловину цветной, наполовину прозрачный) или двухцвет­ный светофильтр и тем самым получить более правильную цветопередачу и передачу неба без заметного усиления контраста светотени.

 

Контраст светотени, цветной контраст значительно сни­жается под влиянием атмосферной дымки. Чем дальше на­ходится объект съемки и чем менее прозрачна атмосфера, тем сильнее действие дымки. Желтые, оранжевые и красные светофильтры позволяют не только ослабить действие дымки, но и полностью ее уничтожить, тем самым усилив контраст светотени на удаленных объектах и их отчетли­вость. Однако при полном или даже сильном ослаблении действия дымки, когда контраст светотени и цветовой контраст удаленных объектов настолько усиливается, что они становятся резкими и начинают как бы выступать вперед, теряется ощущение пространственности, глубины, изображение становится плоским. Чтобы избежать этого и правильно передать дымку, необходим точный выбор све­тофильтра. В большинстве случаев наиболее подходит желтый и желто-зеленый, плотность которых подбирается в зависимости от интенсивности дымки и поставленной задачи.

При повышенной влажности воздуха воздушная дымка приобретает явно белесоватый характер, контраст свето­тени еще более снижается, действие светофильтра ослабе­вает. При необходимости усилить влияние воздушной дымки прибегают к голубому (синему) светофильтру.

 

При съемке в лесу или в горах приходится считаться с повышением контраста светотени. В лесу, куда солнеч­ный свет с трудом пробивается, а свет неба почти не ощу­щается, наблюдается контраст светотени в виде светлых и темных пятен. При этом тени в лесу освещаются преиму­щественно солнечным светом, отраженным от листвы, т. е. зеленым светом. В этом случае действие светофильтра почти не сказывается на передаче зелени, цветопередаче и конт­расте изображения. Оттенки зеленого цвета вызывают лишь слабые тональные различия. Поэтому в лесу в боль­шинстве случаев нет необходимости применять свето­фильтр. В горах, и чем выше, тем в большей степени, умень­шаются запыленность и влажность воздуха, небо темнеет. А это влечет за собой повышение контраста светотени объекта. Применение желтого фильтра, даже не очень плотного, может вызвать чрезмерный контраст светотени и неоправданное потемнение неба. При съемке зимнего пейзажа контраст светотени ниже, чем при съемке летнего. Причиной этого является большая отражательная способность снега по всему спектру. Отра­женный от снежного покрова свет рассеивается в атмо­сфере и способствует усилению освещенности теней. При съемке без желтого светофильтра контраст между светами, т. е. снежной поверхностью, освещенной солнцем, и те­нями на ней, окрашенными излучением неба в голубой (синий) цвет, в изображении может исчезнуть. Но для его сохранения не следует прибегать к плотному желтому фильтру, тем более к оранжевому, чтобы не получить гру­бую преувеличенную передачу светотени. При съемке против света ощутимо снижается контраст светотени на вертикальных объектах — их теневая сторона довольно сильно освещается светом неба и солнечным светом, отра­женным от снегового покрова, покрывающего землю.

Как видим, контраст светотени изменяется в зависимо­сти от многих факторов, иногда трудно учитываемых. Измерение с помощью экспонометра освещенности све­товых и теневых сторон, горизонтальных и вертикальных поверхностей предметов значительно облегчает определе­ние контраста светотени в снимаемом объекте и выбор све­тофильтра. Удачных Вам кадров!



Понравился материал? Подпишитесь на новые материалы по RSS или на e-mail рассылку


Ссылки на эту публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме:

  • Свет и тени
  • Для чего нужны светофильтры?
  • Портрет - дело тонкое
  • Настройки баланса белого в фотокамере при съёмке на улице
  • Контраст решает всё
  • Контроль над рассеиванием света с помощью сотовой решетки. Часть 1.
  • Портрет на открытом воздухе с использованием рассеивателей света
  • Принцип работы фотозонта
  • Использование искусственного освещения при съемке на открытом воздухе
  • Съемка портрета с использованием фотовспышек и зонтов