Специальная пресса не раз уделяла внимание взаимоотношениям между театральным фотографом и публикой. Дело в том, что мы все чаще встречаемся с такими случаями, когда посетители театра не переносят присутствия фотографов на спектакле, даже если они не пользуются вспышкой, двигаются совсем неслышно и никому не мешают смотреть. Один профессиональный фотограф даже жаловался, что в Гамбурге на него раз напали, когда он с галереи снимал с помощью телеобъектива спектакль цыганского ансамбля песни и пляски, хотя он совершенно никому не мешал. Так как натянутые отношения между зрителями и фотографами можно наблюдать и у нас, будет лишь полезно рассмотреть этот вопрос не только с технической, но и с психологической точки зрения.
Наиболее выгодным решением было бы, по-видимому, осуществлять съемку, главным образом, во время генеральных репетиций спектаклей. Но снимать приходится и непосредственно по ходу спектакля. Кроме того, этот вопрос затрагивает не только театр, но и стадионы, митинги, собрания и разные другие случаи, когда фотограф принужден работать среди публики. Это касается не только фотографов-профессионалов, но и фотолюбителей.
Если нам не хочется ограничиться второстепенными объяснениями этих натянутых взаимоотношений, мы должны обратить внимание на особое положение фотографа по отношению к зрительному залу, В то время, как зрители переживают кульминационные моменты сцены или трибуны и нервы их напряжены до крайности, профессиональный фотографдолжен все это в себе побороть. Зрители непосредственно воспринимают то, что они видят и слышат. Фотограф же, несмотря на эмоциональное участие, должен сосредоточиться на съемку наблюдаемых действий. Таким образом, его точка зрения существенно отличается от коллектива зрителей, связанного в данный момент общими переживаниями. Это фактически второстепенное различие в момент напряжения осознается зрителями в зале сильнее, чем иные, более принципиальные различия. Вот почему оно вызывает в людях аффект и осуждение.
Принципиальное решение этой проблемы в ближайшее время не предвидится, но напряженность взаимоотношений следует умерять путем технического усовершенствования сценической съемки у обучения фотографов правилам хорошего тона и, разумеется, влияния на зрителей. Немаловажную роль будет, несомненно, играть неустанно растущий процент фотолюбителей в рядах посетителей художественных и других общественных мероприятий,
В связи с этим встают и другие вопросы. Это, прежде всего, повадки некоторых фоторепортеров, к сожалению, весьма распространенные, далее потребность на ком-то отвести душу после напряжения, а нередко и разочарования, сопровождавших минуты наивысшей сосредоточенности зрителя. Иногда, в особенности у театральных фотографов, таким образом дает себя знать зависть, которую в зрителях вызывают их дорогие камеры. В западных странах, где эта проблема относится к наиболее наболевшим и ощущается острее, чем у нас, напряженность поддерживается также морально обоснованным недоверием к печати, вызванным, главным образом, бульварной прессой и ее погоней за скандалами.
Понравился материал? Подпишитесь на новые материалы по RSS или на e-mail рассылку
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.