По горизонтальной оси яркость пикселей, по вертикальной количество (площадь) пикселей данной яркости в фотоснимке.
Первое предположение
Каждый канал должен занять весь диапазон горизонтальной оси. Т.е. график должен начинаться слева и заканчиваться справа, но при этом не примыкать к боковым сторонам. На цветные каналы мы не может прямо воздействовать в Лайтруме. Зато для канала яркости у нас есть несколько инструментов.
Отметим, что мы выдвинули только предположение. Правила в коррекции изображений относительны. Нужно проверить предположение. В большинстве случаев нас ждёт награда в виде более привлекательной фотографии.
На приведенном выше снимке гистограмма имеет пустые области слева и справа. Устраним их.
При проведении коррекции мы смотрели только на гистограмму. Оценив в конце, результат, понимаем, что добились улучшения.
Использованы инструменты Лайтрума: Exposure +0.8, Blacks +12, Contrast +94. Действия выполняются в модуле «проявки».
Второе предположение
Гистограмма не должна прилегать к боковым границам. Высокие графики, прилегающие к границам сигнализируют о возможных потерях информации в светах или тенях. Кроме анализа гистограммы Лайтрум может подсветить проблемные области красным и синим цветом.
Проведём коррекцию: Exposure -0.2, Recovery 100, Contrast +53.
Нам не удалось до конца восстановить детали на небе. Даёт о себе знать 8-битный Jpeg. Но цветные каналы немного отодвинулись влево. На правой стене проявилась текстура.
Гистограмма примыкает к левому краю. Это тёмный участок листвы в правом верхнем углу кадра. Расположение тёмных участков по площади фотографии никак не влияет на смещение пиков на гистограмме. Пики, их величина зависят от размеров тёмных, светлых или однотонных областей
Настройками Exposure +1.5, Fill Fight 13 добиваемся следующего вида.
Магические настройки
Что же за настройки мы вводили, на что они воздействуют? Так или иначе мы влияли на весь контраст изображения, но делали это несколькими способами.
Exposure — сдвиг экспозиции. Затрагивает общую яркость. Двигает всю гистограмму влево или вправо.
Recovery — восстановление светов. Отодвигает гистограмму от правого края, восстанавливает детали в светах.
Fill Light — заполняющий свет. Отодвигает гистограмму от левого края. Восстанавливает и осветляет тени.
Blacks — усиление теней. Тёмные участки становятся ещё темнее, светлые не затрагиваются. Пики в левой четверти соответственно вырастают. Увлечение тенями может привести к потере деталей. Осторожно!
Brightness — яркость. Изменение общей яркости. Двигается вся гистограмма влево или вправо. Однако левая и правая части, достигнув границы, перемещаются «неохотно». Более бережное отношение к светам и теням, чем в инструменте Экспозиция.
Contrast — общий контраст. При повышении тени становятся темнее, света светлее. На гистограмме это выглядит, как «расползание» к левому и правому краям.
Упомянуты базовые инструменты. С их помощью можно выполнять 80% всех задач редактирования фотографии. Тоновая кривая даёт способ прицельного, выборочного влияния на тон. Баланс белого, насыщенность, «резонанс» ведут к изменению контраста отдельных каналов. По гистограмме это хорошо видно. Инструмент «ясность» изменяет локальный контраст объектов. Почти неразличимые ореолы на границах улучшают общее впечатление от изображения.
Исключения
Для характеристики произведения в изобразительном искусстве и в фотографии применяют термин светлый и тёмный ключ. Чрезмерно тёмное или осветлённое изображение может быть частью замысла автора. Бездумное растягивавание тонового диапазона будет неуместным и разрушит фотографию. Для коррекции такого снимка понадобится более точная тоновая кривая.
В данном случае базовые инструменты контраста неприменимы. Не нужно вытягивать или двигать на гистограмме тени. Помогло выборочное изменение контраста в светах тоновой кривой.
Для освоения
Все изложенные примеры доступны и могут быть освоены обычным фотолюбителем. Понятие контраста не ограничивается знанием кнопки «контраст» в телевизоре или мониторе. В фотографии контраст выявляет глубину снимка, обнаруживает детали в светах и тенях, подчёркивает области только нужного тона. Цветокоррекция приводит к изменению контраста отдельных цветных каналов. Действительно, контраст решает всё.
Для надёжного закрепления материала можно выполнить следующие упражнения.
1. Проанализировать гистограмму и провести коррекцию ста снимков.
2. Снять кадр дважды: в Jpeg и Raw с передержкой 1.3 ступени. Исправить экспозицию средствами Лайтрума, выявить отличия для каждого формата.
3. Для снимка в белом ключе (преобладание светлого) обозначить тёмные детали с помощью тоновой кривой.
4. Восстановить тёмный снимок двумя способами: с помощью Экспозиции и Яркости. Выяснить отличия в гистограмме и в результате.
5. На примере портрета найти разницу между инструментами Насыщенность и Резонанс.
6. Улучшить общий контраст с помощью Экспозиции и Теней.