Красивый корпус и большой экран порой становятся решающими критериями при выборе фотокамеры. Но это ли главное? В конечном счете, камеру покупают, чтобы получить фотографии. Компактные цифровые камеры по большей части используются непрофессионалами, но и любители стремятся делать фотографии самого высокого качества.
Гонка мегапикселей закончена
Чем же определяется качество снимка? Отнюдь не только разрешением матрицы. Матрица представляет собой множество (миллионы) ячеек, которые регистрируют световой поток. Да, теоретически, большее количество приемных ячеек должно означать большее количество деталей на изображении. Но на практике это далеко не всегда так. В компактных камерах (именно о них и пойдет речь далее) матрицы очень небольшие по площади — иначе компакты и не были бы компактами. Для «творческих» компактов, например, используется матрица формата 1/1,8 дюйма, тогда как в зеркальных камерах диагональ матрицы равняется примерно 1,1 дюйма. Для ультракомпактов обычно используется крошечная матрица 1/2,5 дюйма. Крайне небольшие физические размеры приемных ячеек приводят к появлению паразитных токов, что отражается на снимке в виде «шумов». Цифровые шумы очень напоминают зерно на пленке. Фактически после выхода на уровень 8 МПикс дальнейшее наращивание разрешения ультракомпактных камер представляется нецелесообразным. Но это еще не значит, что по качеству снимков все восьмимегапиксельные компакты одинаковы.
Зачем компакту хороший объектив
Конечно, шумы в первую очередь снижают эффективность наращивания мегапикселей. Но вносит свои искажения и объектив. Пока разрешение матриц было невелико (один или два мегапикселя), можно было не обращать внимания на качество оптики. Все равно, даже самый плохой объектив перекрывал по разрешению то, что могла показать матрица. Но по мере роста разрешения матриц качество оптики при формировании изображения стало отнюдь не второстепенным.
Оптические схемы, специальное стекло, различные технологические ухищрения — все это призвано сделать объектив камеры более качественным. Чем же определяется качество оптики?
Качество объектива складывается из разрешения (количество отображаемых пар линий на миллиметр), контрастной способности, уровня вносимых искажений самого разного характера. Причем важно, чтобы разрешающая способность была максимально равномерна по всему полю кадра.
Для того, чтобы повысить уровень передаваемого контраста, на линзы объектива наносят просветляющие покрытия. Для уменьшения дисторсии применяются асферические линзы, а для уменьшения хроматических аберраций — низкодисперсное стекло.
Первые попытки создать качественные объективы были сделаны в Германии еще в XIX веке. Оптика Carl Zeiss и сейчас считается эталоном качества. Другой пример бескомпромиссного подхода к созданию объективов — история компании Leica. В отличие от Carl Zeiss, компания Leica никогда не выпускала среднеформатную технику, но в области 35-миллиметровой оптики она достигла совершенства. Объективы Leica — уникальное произведение оптического искусства. Чего только стоит создание объектива со светосилой f/1.0!
Легендой Leica стала еще в 40-е годы прошлого века и во многом благодаря знаменитым фотографам, таким как Картье-Брессон. Но максимального качества объективы Leica достигли относительно недавно — во второй половине 80-х.
Конкуренции с японскими компаниями немецкие Schneider, Zeiss, Leica не выдержали: уж слишком японцы сильны в маркетинге и организации серийного (конвейерного) производства. Немцы не смогли поступиться качеством своей продукции, и в Германии производится только очень небольшое количество очень дорогих объективов. Но выжить немецким компаниям удалось, продавая ноу-хау тем же японцам. Так легендарная Leica активно сотрудничает с Panasonic.
Высококачественные объективы Leica используются в большинстве цифровых фотокамер Panasonic Lumix. Оптику для цифровых компактов, конечно же, не производят в Германии — это лишено смысла в наше время, но на японских заводах специалисты Leica присутствуют постоянно и следят за соблюдением стандартов.
В компактах Lumix встречаются и уникальные светосильные ультразумы (серия FZ), и компактные 10-кратные зумы (для серии TZ), и широкоугольные зумы для ультракомпактов с минимальным фокусным расстоянием 25 мм.
Почему так важен широкий угол? Попробуйте снять в помещении групповой портрет стандартной камерой с минимальным фокусным расстоянием 35 мм. Вы будете отходить все дальше, пытаясь «поймать» всех в кадре, но упретесь спиной в стену, так и не достигнув желаемого.
Широкоугольный объектив дает заметное преимущество и при съемке городских пейзажей. Не всегда есть возможность отойти от здания достаточно далеко, а стандартный зум в такой ситуации иногда не позволяет сфотографировать его целиком. Достаточно хорош для съемки пейзажей объектив с минимальным фокусным расстоянием 28 мм. Такой угол могут обеспечить даже некоторые ультразумы. Но по-настоящему уникальные возможности дает сверхширокоугольный объективом 25–100 мм, установленный в Panasonic Lumix DMC-FX35 и Lumix DMC-FX500.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.