Макрофотография позволяет фотографу показать маленькие объекты в увеличенных пропорциях на изображении. Маленькие насекомые, цветы, стебельки могут достигнуть гигантских размеров на вашем макроснимке.
В этом уроке мы раскроем вам некоторые тонкости макросъемки с использованием специальных методик и простого оборудования, в нашем случае это небольшие светоотражатели, которые должны быть неотъемлемой частью любого съемочного снаряжения. В конце урока вы сможете оценить всю красоту макросъемки и пополнить ваше портфолио интересными изображениями крошечных представителей живого мира, способных произвести огромное впечатления на зрителя.
(Нажмите на картинку ниже для просмотра увеличенного изображения.)
Рассматриваемые вопросы:
- Введение в макрофотографию
- Ограничения при макросъемке
- Стабильная опора для камеры
- Контроль над фокусом
- Настройка баланса белого
- Настройка экспозиции в ручном режиме
- Использование простого осветительного оборудования для достижения драматичного результата
- Использование функции ЖК-дисплея Live View LCD для съемки макро
Используемое оборудование:
Камера/Носитель информации
- Карта памяти Lexar 4 GB 80x CompactFlash
- Объектив Olympus 50mm f/2.0 Digital Zuiko Macro
- Камера Olympus EVOLT E-330
Осветительное оборудование
- Черный/серебристый лайт-диск диаметром 30 см
- Серебристый/золотистый лайт-диск диаметром 30 см
- Светло-золотистый/золотистый лайт-диск диаметром 30 см
- Просветный лайт-диск диаметром 30 см
- Белый/золотистый лайт-диск диаметром 30 см
- Белый/серебристый лайт-диск диаметром 30 см
Недавно мы побывали в гостях у наших друзей в городке Уотсонвиль, штат Калифорния (изображения 1 и 2). Они позволили нам использовать их сад в качестве съемочной площадки, а цветы, растущие в нем, стали просто идеальными объектами для нашей макросъемки.
Введение в макрофотографию
Большую часть времени мы снимаем фотографии крупным планом - и это по-настоящему не макро.
Настоящими макроснимками являются те, на которых объект съемки представлен в натуральную величину, в масштабе 1:1, это означает, что на сенсоре или на пленке его размеры должны быть такими же, как и в жизни.
Макрообъективы способны обеспечить такой масштаб или даже больший, в то время когда большинство популярных зум-объективов доходят до "крупного плана" (close up) или до отношения около 1:4, или 1/4 натуральной величины на пленке или в цифровом файле, поэтому не являются настоящими объективами для макросъемки. Когда эти фотографии отпечатываются в типичную величину, они увеличиваются до 4 раз (отпечатки 10x15 см), чтобы привести их к отношению 1:1. Даже при использовании макрообъектива для нашего урока, нам не всегда удавалось придерживаться масштаба 1:1, мы снимали на меньшем отношении для создания более приятного вида на изображении.
Одним словом, в большинстве случаев, когда мы говорим о макро, речь на самом деле идет о фотографии крупным планом.
Ограничения при макросъемке
Основными проблемами в макрофотографии и при съемке крупным планом является "рабочее расстояние" и "глубина резкости". Рабочее расстояние - расстояние от передней части объектива вашей камеры до объекта съемки, а глубина резкости определяет все то, что находится в фокусе на изображении.
Для увеличения объекта съемки вам нужно подойти к нему очень близко. Это означает, что в некоторых случаях объект почти прикасается к передней части объектива, в результате вы получите очень мало рабочего расстояния для настройки нужного света.
В отношении глубины резкости, чем больше вы приближаетесь к объекту съемки, тем меньшая его часть находиться в фокусе. В качестве компенсации ограниченной глубины резкости используется очень малое отверстие диафрагмы - f22, чтобы получить большую часть объекта в фокусе.
Стабильная опора для камеры
При съемке макро очень важно сохранить достаточную глубину резкости, для этого используются долгие выдержки, при которых очень трудно стабильно удерживать камеру в руках.
В таком случае универсальным решением является штатив. Хорошая опора штатива поможет вам получить четкие макроснимки. Другой способ решения проблемы заключается в использовании насадки типа кольцевой вспышки или макровспышки. Такое оборудование, как правило, отличается своей узкой областью применения и большой стоимостью. Для нашего сегодняшнего урока мы решили использовать штатив и отражатели света в качестве более экономного решения для макросъемки.
Мы использовали штатив, который имеет двухсекционную центральную колонну для съемки при низких углах или обычной съемки, которая обеспечивает горизонтальное расположение центральной колонны.
Камера EVOLT E-330, как и все зеркальные фотокамеры, совместима со штативными установочными платформами. Платформа крепится с помощью резьбового соединения к нижней панели камеры.
При установке платформы поверните ее так, чтобы стрелка на ней указывала в сторону объектива. Затяните винт на платформе вручную (изображение 3).
Поставьте камеру на штатив, установив платформу в переднюю крепительную планку на штативной головке, затем надежно закрепите ее с помощью фиксатора (изображение 4).
Изображение 3
|
Изображение 4
|
Изображение 5
|
Мы использовали штатив с возможностью установки центральной колонны в горизонтальном положении. Такое положение штатива обеспечивает лучшую опору для камеры и позволяет еще больше приблизить камеру к объекту съемки, при этом не нужно вытягивать штативные ноги на широкое расстояние друг от друга, что может мешать во время съемки.
Для начала мы установили камеру на расстоянии меньше 30 см от объекта съемки (изображение 5). Поскольку мы собирались использовать отражатели, мы направили камеру на цветок так, чтобы солнце служило в качестве контрового освещения. Передняя часть объектива находилась на расстоянии 12-15 см от объекта съемки.
|
Контроль над фокусом
Мы хотели добиться полного контроля над точкой фокусировки, поэтому для этого урока использовали ручной режим, один из пяти режимов фокусировки, представленных в камере EVOLT E-330. Для макросъемки вы также можете использовать другие режимы фокусировки, но все же на наш взгляд, именно ручной режим обеспечивает наибольший уровень контроля во время съемки.
Если вы выбрали автоматический режим фокусировки, мы рекомендуем использовать Покадровый AF (S-AF) плюс Ручной фокус (S-AF+MF), таким образом, вы сможете подстроить фокус в нужный момент. В режиме Покадровой фокусировки с помощью полунажатия и удерживания кнопки спуска можно заблокировать точку фокуса. Для этого потребуется немного практики.
Изображение 6
|
Для установки EVOLT E-330 в ручной режим фокусировки нажмите кнопку AF (рядом с кнопкой OK) на задней панели камеры. Поле Автофокус на основном окошке навигации будет подсвечено.
Нажмите кнопку OK, чтобы войти в меню выбора режима автофокуса (изображение 6).
Используйте кнопки направлений (вокруг кнопки OK) или колесо управления для перехода в режим ручного фокуса (MF).
Нажмите кнопку OK для подтверждения выбора.
|
Изображение 7
|
Когда ручной режим будет выбран, кольцо фокусировки (на передней части объектива) будет доступно для ручной настройки фокуса (изображение 7). |
Изображение 8
|
Кольцо зуммирования (на задней части объектива) можно использовать для приближения или отдаления объекта съемки. Эта функция работает в любом режиме фокусировки (изображение 8). |
Настройка баланса белого
Независимо от того, где вы снимаете, всегда нужно настраивать баланс белого для обеспечения правильной цветопередачи на изображении.
Камера EVOLT E-330 содержит ряд настроек баланса белого для передачи естественных цветов на снимках.
Авто
Вы можете выбрать режим Авто и, таким образом, дать возможность камере самой определить правильную цветовую температуру для любой ситуации. В большинстве случаев камера довольно хорошо справляется с вычислением правильной цветовой температуры. Несмотря на это, по своему усмотрению вы всегда можете выбрать предустановленный режим баланса белого или создать пользовательскую настройку, или же настроить баланс белого в одно касание.
Предустановленный баланс белого
Существует множество предустановленных настроек баланса белого, из которых можно выбрать именно ту, которая подойдет для вашей съемочной ситуации: солнечный день, облачно, тень, а также другие настройки для съемки в условиях искусственного освещения. Вы также можете поэкспериментировать с различными цветовыми оттенками, используя разные предустановки баланса белого.
Пользовательская настройка баланса белого
Пользовательская настройка баланса белого (цветовая температура измеряется в градусах Кельвина) позволяет вам точно настроить систему. До значения 2000K цветовую температуру можно выставлять с шагом 50K, от 2000K до 4000K - с шагом 100K и от 4000K до 14000K - с шагом 200K. Это дает вам возможность добиться правильной цветопередачи на изображении независимо от ситуации, условий освещения или времени дня.
Настройка баланса белого в одно касание
Эта настройка очень полезна, когда вам нужен более точный баланс белого, чем могут обеспечить предустановленные параметры. В этом режиме вы можете навести камеру на лист картона нейтрального серого цвета или же на лист белой бумаги, освещенный источником света, который вы собираетесь использовать для съемки, это позволит вам настроить наилучший параметр баланса белого. Полученное значение можно сохранить в настройках камеры для дальнейшего использования. Мы рекомендуем использовать данную настройку баланса белого, если основным требованием для вас является точная цветопередача.
Следуйте описанию, приведенному ниже, для выбора режима настройки баланса белого
С помощью кнопок направлений выберите из главного меню поле Баланс белого (WB), расположенное рядом с полем выбора чувствительности ISO (изображение 9). Используйте колесо управления для выбора нужного режима настройки баланса белого. Большинство этих режимов представлено в виде иконок, как например: "солнце" для съемки при дневном освещение, "облако" - съемка в облачный день и "лампочка" для съемки в помещении.
Вы также можете вызвать меню настройки баланса белого с помощью кнопки WB, расположенной прямо над кнопкой OK (изображение 10). Используйте кнопки направлений или колесо управления для выбора нужного параметра баланса белого.
Изображение 9
|
Изображение 10
|
Специальный параметр цифровой температуры в градусах Кельвина можно выставить в поле "CWB" в меню Баланс белого (White Balance).
Чтобы установить специальный параметр цифровой температуры в меню баланса белого, используйте кнопки направлений или колесо управления, при этом поле "CWB" будет подсвечено в правом нижнем угле меню баланса белого. После этого нажмите и удерживайте кнопку +/- (расположенную рядом с надписью ON на включателе), затем прокрутите колесо управления, пока в поле CWB не появится нужное значение (изображения 11 и 12).
Изображение 11
|
Изображение 12
|
Изображение 13
|
Вы также можете задать параметры разрешения в меню Разрешение (Resolution). Для этого в главном меню нажмите кнопку OK, затем с помощью кнопок направлений переместитесь к полю Разрешение. Нажмите кнопку OK для входа в меню Разрешение. Чтобы выбрать нужный режим разрешения, используйте кнопки направлений или колесо управления, пока не установите нужное значение. Для подтверждения нажмите кнопку OK.
На изображении 13 показано меню выбора разрешения с выделенным режимом TIFF.
|
Настройка экспозиции в ручном режиме
Изображение 14
|
Для максимального контроля над глубиной резкости и экспозицией, вам нужно использовать ручные настройки диафрагмы и выдержки. Чтобы выставлять параметры диафрагмы и выдержки самостоятельно, сначала нужно установить колесо выбора режимов в режим М (ручной режим) (изображение 14). |
Мы установили также чувствительность ISO на 100. затем приступили к съемке.
Использование простого осветительного оборудования для достижения драматичного результата
В качестве нашего первого результата мы сделали снимок цветка без использования отражателей (изображение 15).
Мы установили камеру так, чтобы темные зеленые растения на заднем плане служили в качестве визуального фона для цветка, который находился на переднем плане. Опытный фотограф воспользовался бы преимуществом тонального и цветового контраста во время компоновки кадра.
|
Изображение 15
|
Мы установили диафрагму на f/5.6, чтобы размыть задний фон. Помните, что при съемке макро на небольшом расстоянии от объекта съемки значительно уменьшается глубина резкости. Но с нашего расстояния диафрагма f/5.6 оказалась вполне достаточной, чтобы объект съемки получился резким на снимке, это также позволило нам снимать на малых выдержках, чтобы "заморозить" объект съемки в движении.
Обратите внимание, что контровый солнечный свет оказался очень сильным и проявился в эффекте выделения контура цветка. Объекты с контровым освещением могут обеспечить получение хороших результатов. Все же мы решили на этом не останавливаться и использовать лайт-диски для отражения света на объект съемки.
Чтобы действительно выделить объект съемки, нам нужно было каким-то образом контролировать свет. Для этого мы использовали отражатели диаметром 30 см (в сложенном состоянии их диаметр составляет 12 см). В сложенном состоянии этот светоотражатель по размерам примерно такой же, как обычный компакт-диск, при этом вес его практически не ощутим, поэтому нам не пришлось перегружать спины тяжелым оборудованием на пути к месту съемки (изображения 16 и 17).
Изображение 16
|
Изображение 17
|
Для начала мы использовали двусторонний белый/золотистый лайт-диск диаметром 30 см и установили его (белой поверхностью к цветку) с правой стороны камеры (изображение 18). Это добавило немного заполняющего света. Обратите внимание, как нам удалось осветить тени, не влияя при этом на общий уровень освещенности (изображение 19).
Изображение 18
|
Изображение 19
|
Для следующего снимка мы просто перевернули наш универсальный двусторонний лайт-диск и использовали для отражения света его золотистую поверхность. Мы подняли его над камерой и установили на этот раз с левой стороны объектива (изображение 20). Это создало красивый эффект "обрамления", что придало снимку более естественный вид (изображение 21).
Изображение 20
|
Изображение 21
|
На изображении 22 показано сравнение полученных результатов: сначала без использования отражателя, затем с использованием белой и золотистой поверхности отражателя.
Изображение 22