Эффективное освещение при портретной съемке - это удачное сочетание правильного оборудования и хорошей техники расстановки света. В первой части этого урока мы продемонстрировали Вам, как с помощью нескольких простых устройств можно контролировать рассеивание света для достижения нужного результата. Используя только один источник света и несколько простых приспособлений, нам удалось одновременно добиться контроля над уровнем освещенности, как объекта съемки, так и заднего фона.
В данном уроке мы продемонстрируем Вам, как придать портрету более стильный вид с помощью двух источников света. Сначала мы расскажем, как настроить основное освещение. Потом мы добавим еще один источник света, который поможет визуально отделить объект съемки от заднего фона и придаст портрету вид трехмерного изображения. Основным приспособлением для этого урока станут соты для софтбокса.
Статья состоит из следующих разделов:
Настройка основного освещения
Установка заполняющего источника света
Съемка с использованием софтбокса для контрового освещения
Съемка с использованием сотовой решетки для достижения контроля над контровым освещением
Уменьшение количества света
Съемка портрета при расстановке источников света в виде "ракушки"
Съемка портрета с использованием сотовой решетки при расстановке источников света в виде "ракушки"
Последние штрихи
Съемка с использованием отражателя диаметром 55 см для контрового освещения
Используемое оборудование:
Камера/Устройство хранения информации
Olympus 14-54mm f/2.8-3.5 Digital Zuiko Zoom Lens
Olympus EVOLT E-500
Штатив
Настройка основного освещения
Для начала мы установили софтбокс диаметром 90 см для основного освещения (изображение 1). Мы поставили источник света так, чтобы его ось была смещена в сторону от лица модели, а не направлена прямо на объект съемки. После этого мы установили отражатель диаметром 1 м для создания теплого заполняющего освещения.
Изображение 1
Изображение 2
В результате на снимке (изображение 2) можно увидеть, как с помощью софтбокса мы добились мягкого освещения на лице модели, а использование решетки предотвратило засветку заднего фона. Отражатель помог нам заполнить тени на лице модели. Мы специально установили рефлектор немного дальше от объекта съемки, чем обычно, чтобы создать большое соотношение освещенности от основного и заполняющего источника света.
После оценки результата мы решили, что качество освещения для нашей модели можно улучшить, поэтому мы подняли софтбокс так, чтобы свет падал на лицо модели сверху (изображение 3).
Изображение 3
Изображение 4
Подняв источник света, мы значительно изменили направление света. В результате на снимке (изображение 4) видно, как полученный угол падения света, придал лицу модели лучшее очертание.
Нужно всегда помнить, что не существует единственного способа освещения, который подойдет для любой модели. При портретной съемке очень важно учесть тот факт, что освещение может значительно повлиять и изменить естественную форму и выражение лица человека. В нашем примере при освещении сбоку лицо модели вышло широким и сильно освещенным. Подняв источник света и, направив его так, чтобы свет падал на модель сверху, мы придали лицу модели более удачного очертания (изображение 5).
Изображение 5
Установка заполняющего источника света
После установки софтбокса, мы решили добавить еще один источник света, используя при этом двухсторонний отражатель с белым и серебристым покрытием диаметром 1 м. Мы поставили отражатель с задней левой стороны модели серебристой стороной к объекту съемки (изображение 6). С помощью рефлектора мы хотели отразить немного света от софтбокса на заднюю левую сторону головы и плечи модели.
Изображение 6
Изображение 7
На полученном снимке (изображение 7) видно, что свет от рефлектора осветил волосы модели с левой стороны, визуально отделив объект съемки от темного фона.
При сравнении полученных снимков (изображение 8) можно увидеть явный прогресс. Мы начали съемку, используя основный источник света с сотами и рефлектор. Потом мы подняли источник света над объектом съемки так, чтобы свет падал на модель сверху. После этого мы решили использовать серебристую сторону отражателя для создания красивого эффекта ореола.
Изображение 8
Нам очень понравился эффект "обрамления", которого мы добились с помощью рефлектора. Все же нам показалось, что ореол должен быть более выразительным. Но одного отражателя было не достаточно, чтобы получить достаточное количество света для создания нужного эффекта. Кроме этого, не нужно забывать, что при использовании рефлектора вступает в силу закон отражения света (угол падения равен углу отражения). Это означает, что положение рефлектора ограничено углом, под которым свет падает от источника света на объект съемки.
Съемка с использованием софтбокса OctoDome для контрового освещения
Чтобы добиться нужного эффекта ореола, мы решили использовать еще один софтбокс OctoDome nxt Kit. Мы установили второй софтбокс с левой задней стороны модели, направив свет на голову и плечи объекта съемки (изображение 9).
Изображение 9
Изображение 10
Результат (изображение 10) значительно отличается от предыдущего снимка. Вместе с этим у нас возникло несколько проблем. Во-первых, контровое освещение оказалось слишком сильным и практически "погасило" волосы модели, что привело к утрате деталей в светлых областях. Во-вторых, свет от второго софтбокса засветил задний фон, в результате он стал слишком светлым, что в свою очередь свело на нет эффект, созданный при использовании сотовой решетки с основным источником света. Обратите также внимание, как при данном освещении видны все складки на ткани.
Съемка с использованием сотовой решетки для достижения контроля над контровым освещением
Для следующей серии снимков мы установили сотовую решетку на софтбокс диаметром 90 см для большего контроля над контровым освещением (изображение 11). В первой части этого урока мы уже упоминали, что соты используются для сужения угла распространения света. Как и большинство осветительных приспособлений, которые устанавливаются на источники света, сотовая решетка уменьшает интенсивность света прибл. на одну ступень.
Изображение 11
Изображение 12
На полученном снимке (изображение 12) можно увидеть, как с помощью сот нам удалось направить свет на модель, предотвратив при этом засветку заднего фона. При использовании сотовой решетки задний фон остался темным. Контровое освещение создало красивый ореол вокруг модели, отделив, таким образом, объект съемки от заднего фона.
В результате снимок получился очень хорошим, но все же контровое освещение было все еще слишком сильным. С помощью решетки нам удалось оптимально отрегулировать количество света, но волосы все еще были "погашены".
Уменьшение количества света
У нас было два способы, чтобы еще уменьшить количество света, попадающего на объект съемки. Первый способ - отодвинуть источник света дальше от модели; увеличив расстояние от источника света до объекта съемки, мы уменьшили б, таким образом, интенсивность света. Второй вариант - заменить лампочку Starlite мощностью 1000 Вт на лампочку мощность 500 Вт, которая входит в комплект с софтбоксом.
Взяв во внимание небольшие размеры нашей студии, мы предпочли второй вариант. Не изменяя положение источников света (изображение 13), мы заменили лампочку, уменьшив, таким образом, количество света, попадающего на объект съемки, на одну ступень.
Изображение 13
Изображение 14
В результате на полученном снимке (изображение 14) мы добились хорошего эффекта ореола с большим количеством деталей в светлых областях.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Замечательная статья. Особенно нравится то что после каждых манипуляций со светом сделаны снимки и выложены сюда. На мой взгляд это здорово помогает понять как работает та или иная схема и выбрать наиболее приемлемы вариант для себя.